Страничка педагога - психолога

Консультация для родителей "Толерантность в детском саду"

25.01.2024

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, и плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу

Толерантность(от лат. toleraпtia – терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом

Люди порой, забывают о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Как же и с чего начать воспитание толерантности в дошкольном возрасте?

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Именно поэтому, большая роль в формировании толерантности отведена дошкольным образовательным учреждениям. В детском саду формирование толерантности начинают со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у детей дошкольного возраста необходимо опираться на игровые методы воспитания, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Основы толерантности закладываются у дошкольников на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий, посещения библиотек города, музея камня, музыкальной школы.

Наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у детей дошкольного возраста толерантности.

Работа детского сада по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста:

проведение праздников, досугов, викторин, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

театрализованная деятельность, в основе которых сказки народов мира;

сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

русские народные подвижные игры: “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;

проведение русских народных праздников: “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем

изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

знакомство детей с традициями народов разных стран;

Знакомство с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у детей дошкольного возраста  является взаимодействие педагогов и родителей. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю или воспитателю. Однако большинство родителей ограничивается только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью, добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, овладения системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, если вам не трудно простить друг другу серьёзную обиду, если вы стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына - следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка.

Если ребенок будет гордиться своей семьей, будет знать, что там его любят и поддерживают, вот тогда ему будут не страшны никакие житейские бури, он сможет выйти достойно из любой конфликтной ситуации.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка.

К чему приводит агрессивность и непоследовательность родителей?

Во-первых: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления приводят к тому, что ребенок, ежедневно наблюдая агрессию взрослых, принимает это как норму жизни.

Ведь не зря психологи говорят: 

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. 

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. 

Во- вторых: непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения приводит к тому, что у детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому толерантность нужно воспитывать!!! 

Отсюда – ряд правил воспитания:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  3. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  4. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. 

То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых взрослыми не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.

Не наказывайте детей, не сравнивайте, не выставляйте на позор, не укоряйте, не надзирайте за ними, не оскорбляйте. Хвалите от души, договаривайтесь, находите общее мнение, прощайте искренне. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его.

 

свернуть

Чат-бот "Помощь"

Домашнее насилие

22.11.2023

Проблема домашнего насилия

Домашнее насилие в семье – это, к сожалению, не редкость. Многим людям приходится жить в семьях с подобными отношениями, и вместо доверия, чувства защищенности, любви, партнерства, ведущую роль занимает жестокость, тревога, страх, побои. Сразу в голове вырисовываются жуткие картины: муж избивает жену или мать, бросается с ножом, пугает сбросить с балкона, издевается над детьми, избивает их, представляется мужчина-алкоголик, игроман, безумный ревнивец.

         Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В её позитивном развитии, сохранении и упрочнении заинтересовано общество и государство, в крепкой, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи.

Современные жизненные реалии все чаще заставляют задуматься над тем, что семейное насилие – это не только причинение физического вреда, но в большей степени систематическое психическое воздействие одного члена семьи на другого, путем унижения, оскорбления, усиления экономической и иной зависимости.

К числу наиболее важных криминогенных условий, способствующих совершению домашнего насилия, следует отнести пьянство, поскольку употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, такие как чувство мести, ревности.

Одна из главных особенностей домашнего насилия - повторяющиеся инциденты разных видов насилия, таких как физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Так, в Пинске 37-летний ранее судимый мужчина, систематически, в состоянии алкогольного опьянения избивал жену, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком. На мужа неоднократно поступали заявления от неравнодушных соседей и матери потерпевшей. Однако, женщина, боясь за свою жизнь и жизнь своего ребенка, не решалась сообщить в милицию о побоях самостоятельно. С мужчиной неоднократно проводились профилактические беседы. Как итог, благодаря профессиональной работе правоохранителей, по ходатайству в прокуратуру в отношении фигуранта возбуждено уголовное дело. Похожий случай произошел в Барановичах. Мужчина систематически, выпивая, в ходе ссор, поднимал руку на свою жену, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. Женщина однажды обращалась в милицию, но в прошлый раз дело закончилось примирением в суде. В этот раз в отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье 154 УК Республики Беларусь.

Справочно: за 9 месяцев 2023 года отмечается увеличение числа преступлений в сфере домашнего насилия. Возбуждено 191 уголовное дело по ст. 153, 154, 186 УК.

Рассматривая социальную характеристику подозреваемых в совершении особо тяжких и тяжких преступлений против жизни и здоровья в сфере домашнего насилия можно отметить, что более половины 53,3% совершено мужчинами. 46,7% подозреваемых не имели постоянного места работы.

        В июле 2022 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 06 января 2022 г. №151-З, которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Согласно вступивших в законную силу изменений, профилактический учёт осуществляется в отношении граждан, совершивших домашнее насилие и впервые привлечённых к административной либо уголовной ответственности.

       Также одним из нововведений является и то, что «жертва» домашнего насилия вправе подписать защитное предписание сразу же после семейного конфликта, тем самым ограждая себя в дальнейшем от агрессивных действий члена семьи, совершающего насилие, так как тот согласного защитного предписания обязан покинуть общее с «жертвой» жилое помещение на определённый срок и не имеет право общаться с пострадавшей, в том числе по телефону и с использованием сети Интернет. За нарушение требований защитного предписания «домашний агрессор» может быть привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 10.1 КоАП Республики Беларусь.

Справочно: с целью профилактики тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе в сфере домашнего насилия, на территории области проведено 7 комплексов дополнительных мероприятий.

Правоохранители обращают внимание, что любой пострадавший от домашнего насилия может получить психологическую помощь в территориальном центре социального обслуживания населения. Также в центре работает «кризисная» комната. Она осуществляет свою деятельность круглосуточно, оборудована всеми видами коммунально-бытового благоустройства и предназначена для предоставления временного приюта жертвам домашнего насилия.

Во время пребывания граждан в «кризисной комнате» бытовые и прочие условия их жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

Питание граждан, при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности территориального центра, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Услуга временного приюта является безвозмездной. Режим работы «кризисной комнаты» круглосуточный.

Срок оказания услуги определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

В случае совершения домашнего насилия, для своей защиты рекомендуем вам обратиться по телефонам территориальных центров социального обслуживания населения.

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»:

тел: 8 (0162) 43-59-13

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста»:

тел: 8 (0162) 54-64-02

Кроме того, вам всегда помогут по телефону 102.

 Если Вы стали «жертвой» домашнего насилия, либо Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, убедительная просьба сообщить данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.

 

По информации УВД Брестского облисполкома

свернуть

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к детскому саду»

30.08.2023

 

 

Детский сад – это новая обстановка для малыша. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Поэтому нужно заблаговременно, начать процесс адаптации к детскому саду. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада. Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с малышом дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.       Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой. Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка; Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада.

Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу, ведите себя как обычно. Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.

 Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку. Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. Поначалу оставьте на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

 Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.                                                                               

 Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.                 

Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора. В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду. Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Детский сад – это новая обстановка для малыша. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Поэтому нужно заблаговременно, начать процесс адаптации к детскому саду. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада. Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с малышом дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.       Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой. Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка; Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада.

Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу, ведите себя как обычно. Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.

 Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку. Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. Поначалу оставьте на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

 Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.                                                                               

 Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.                 

Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора. В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду. Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду"

08.09.2023

 

 

 

 

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду"

Очень важно, чтобы родители в адаптационный период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

 Самое главное – положительный настрой на детский сад, если родители верят, что детский сад самое лучшее место на земле для ребенка, так же будет считать и ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации. В этот период могут проявиться: беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.

К сожалению, не все малыши быстро и с удовольствием начинают ходить в детский сад, несмотря на все старания родителей и педагогов. Если ребёнок не может адаптироваться спустя 6 месяцев, речь идёт о затруднённой адаптации или даже о дезадаптации. Таких детей часто называют «несадовыми». В данном случае необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту – педагогу-психологу или детскому психотерапевту и, как правило, проблему удаётся решить положительно. Как же понять, что ребёнку слишком трудно привыкнуть к новой обстановке?

Критерии дезадаптации: - нарушение сна (когда малыш просыпается даже ночью и плачет, говорит, что не хочет в детский сад); - нарушение питания (отказ от еды в детском саду вообще или переход на избирательное питание, при этом, дома ребенок ест как обычно) и как следствие - снижение веса; - проявление отрицательных эмоций в общении; - отказ от познавательной деятельности, возможен временный «откат» в развитии ребёнка; - частые простудные заболевания; - проявление психомоторных нервных нарушений – тиков, заикания.

Причины затруднённой адаптации:

- сильная психологическая привязанность ребёнка к матери;

 - повышенная тревожность родителей;

 - недостаточная сформированность  культурно-гигиенических навыков (если ребёнок самостоятельно не ест, частично не одевается, не посещает туалет, ему будет сложнее без привычной поддержки от привычного взрослого);

 - несоответствие домашнего режима режиму детского сада,  недостаточный опыт общения со сверстниками, страх общения с новым взрослым;

 - отставание ребенка в нервно - психическом развитии;  наличие хронических заболеваний у ребёнка.

 Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

  1. Самое главное – положительный настрой на детский сад, уверенность родителей, что с ребёнком там ничего не случится, а совсем наоборот: малыш и вся семья вместе с ним перешли на новую ступеньку и впереди много волнующих и приятных событий.
  2. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.
  3. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.
  4. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, ходите в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
  5. Регулярно общайтесь с воспитателем, с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Обязательно сообщите, если у ребёнка есть особые привычки. Пусть воспитатель станет вашим помощником.

 Если у ребёнка спокойное, веселое настроение в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;  хороший аппетит, желание есть пищу самостоятельно,  адекватное отношение к взрослому, общение с ним по собственной инициативе, можно считать, что адаптационный период закончился!

свернуть

Региональные карты помощи

09.10.2023

свернуть

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

21.11.2022

 

 

«Дети всего мира – это единое сообщество,
члены которого не разделяются ни по
национальному, ни по религиозному, ни
по социальному признаку, все они
нуждаются в любви взрослых и защите
от всех видов насилия»
«Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюер)

Среди многочисленных вопросов, которые любят задавать журналисты это, «Что вы считаете главным событием в своей жизни?»
Для большинства из нас – это рождение ребенка, радостный и чрезвычайный этап в семейной жизни. Появление на свет ребенка, как правило, ждут с нетерпением и тревогой, готовятся к встрече новорожденного.
И вот, наконец, наступил день рождения. Вы впервые взяли на руки своего ребенка, с волнением прислушивались к его легкому дыханию, стремительно бросались к нему по первому зову. Малыш начинает приобретать над родителями необыкновенную власть.
Мелькают дни, уходит в прошлое бестолковые, но счастливые хлопоты первых дней жизни малыша. Только теперь мать и отец постепенно начинают в полной мере чувствовать бремя ответственности за эту новую жизнь, за хрупкое, слабое, но бесконечно дорогое существо.
Родители стараются усердно следить за ростом и развитием своего ребенка, с удовольствием отмечая его успехи и с беспокойством неудачи. Каждый мечтает видеть своего малыша счастливым и здоровым, успешным и знающим, удачливым и талантливым.
Родители тешат себя иллюзиями и строят воздушные замки до тех пор, пока однажды с удивлением не обнаруживают, что сказочное «счастливое детство» придуманное ими, и который создали собственными руками, совершенно другой, не похожий на «доброе старое время».
Наша память услужливо сохранила ощущение, что в детстве мы находились в абсолютной безопасности. Мы наперечет знали всех живущих. Улица была нашим домом. Взрослые и дети были хорошо знакомы, запросто ходили, друг к другу в гости, помогали, чем могли. Любой посторонний человек, появившийся около дома, сразу замечался, запоминался и обсуждался.
Конечно, всматриваясь в детские годы сквозь сентиментальную пелену воспоминаний, мы все же понимаем, что и там была своя доля опасности, потому что она есть всегда.
Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – опасность.
В наши дни страх за жизнь и здоровье детей все больше овладевает взрослыми. Где бы не находился ребенок: на улице, в детском саду, в школе, в гостях, мать и отец не могут быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случиться, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни.
По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности детей от несчастных случаев, отравлений и травм самый высокий по сравнению с другими. Важно, что на форуме большое внимание уделено бытовым экстремальным ситуациям, которые зачастую опаснее, чем землетрясение или катастрофа. Речь идет о жестоком обращении с детьми в семье или бездействие родителей, приносящий физический или психологический вред ребенку.
Проблему организации помощи детям в чрезвычайных ситуациях можно рассматривать не только с точки зрения непосредственной работы специалистов по выведению ребенка из кризиса, но и точки зрения своевременного обучения детей правилам безопасной жизнедеятельности, тактике действий в ситуации, угрожающей жизни и здоровью.
Большая часть детей не умеет называть то, что переживает, не может соотнести слова, обозначающие эмоции, со своими переживаниями и т. д.
За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, — то ребенок весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным.
Попав в сложную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. В такой охранительной практике могут корениться некоторые проблемы нашего общества, в частности проблемы физической и психологической подготовки призывников. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных.
Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения).
По сведениям противопожарной службы часто на пожарах гибнут дети. Причина этого –неумение детей обращаться с огнем и электроприборами, а также незнание детьми правил поведения в экстремальных ситуациях.
Анализ происшествий показал, что дети гибнут в результате пассивного поведения: от страха прячутся в укромный уголок комнаты, вместо того чтобы покинуть дом или позвать на помощь. Продуманная работа поможет нам избежать многих несчастных случаев и сохранить жизнь воспитанников.
Безопасность дома
Вы, конечно, думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Казалось бы, что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Каждое жилище – это не просто стены и крыша. Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.
Не обойтись в хозяйстве и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Злоумышленник на улице
Если обсуждать темы безопасности с «привязкой» к конкретным обстоятельствам, эффект педагогического воздействия многократно возрастает. Очень полезно во время прогулки ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места – заброшенная стройка, пустырь, подъезд своего дома и т. д.
Помните, что дети плохо представляют себе, как выглядит преступник – они думают, что злодей это с кинжалом на поясе. Объясните, что даже хорошо одетые и располагающие к себе люди могут оказаться опасными.
Учите детей не разговаривать с незнакомыми, с пьяными людьми. Пусть это будет выглядеть невежливо, зато правильно и безопасно. Если рядом притормозила машина или она тихонько едет следом, немедленно отойти от края тротуара. Не брать никаких подарков и приглашений от незнакомцев, не садиться в машину.
Но везде, как вы понимаете, нужна мера. Не запугивайте чрезмерно малыша, чтобы он не прятался от каждой бабушки, которая обратит на него внимание («ой, какой красивый мальчик»).
Постарайтесь построить ваши отношения с ребенком таким образом, чтобы малыш легко обсуждал с вами все свои проблемы – тогда вы быстрее поймете, какой информации ему не хватает и чему еще нужно учить. На детей произведут большое впечатление истории, приключившиеся с вами в детстве – вспомните те из них, которые помогут вашему малышу поверить в свои силы.
Один дома
Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Причем, максимальный срок вашего отсутствия не должен превышать 3-х часов. Даже взрослым людям милиция советует быть очень осторожным и не пускать к себе в дом незнакомых людей.
Родителям необходимо с раннего возраста начинать приучать детей правильно вести себя в квартире, во время своего отсутствия. Причем здесь имеет значение и характер ребенка, и его зрелость, и самостоятельность. Взрослые должны быть абсолютно уверены, что малыш строго придерживается, заведенных ими правил, может, в случае необходимости найти выход из сложного положения. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков.
Все дети разные. Одним нравится оставаться наедине с самим собой, чувствовать себя большими и самостоятельными. Они всегда могут развлечь себя и дождаться спокойно родителей. Другие не готовы перенести такое испытание, оно им не по силам. Оставшись одни, они не будут играть, а начнут с тревогой прислушиваться к незнакомым звукам, бояться как бы чего не случилось. Они везде зажигают свет, включают на полную мощность телевизор, а по ночам мучаются от кошмаров.
Если вам предстоит оставить в квартире одних 2-3-х детей, хорошенько подумайте, умеют ли они решать споры миром.
Большое значение имеет фактор доступности: может ли ребенок позвонить вам, и легко ли вам быстро добраться до дома в случае непредвиденных обстоятельств.
Тщательно взвесив все «за и против», научите своего ребенка основным правилам поведения в отсутствие взрослых.
Подумайте о том, чтобы ребенок сам мог легко достать все, что ему может понадобиться в вашем отсутствие, будь то в холодильнике, в шкафу, в кладовой. Оборудуйте ему удобное место для игр, рисования, чтения, отдыха.
Научите ребенка пользоваться телефоном и правильно реагировать на звонки в дверь. Учить детей разговаривать по телефону, кажется, очень просто. Поднял трубку – и говори, пожалуйста. Но существует одно важное правило, которое нужно запомнить детям – разговаривать можно с теми, кого хорошо знаешь, не называть незнакомым людям свой адрес, номер своего телефона, не вступать в разговор с незнакомцами и тем более говорить, что взрослых нет дома.
Дети во всем подражают взрослым, поэтому ваш личный пример – самый хороший наставник. Значит, в первую очередь вы сами должны неизменно исполнять установленный в семье порядок.
Помните о высокой цене родительской ответственности, лежащей на матери и отце. А поэтому приложите максимум усилий, чтобы укрепить в ребенке чувство независимости и компетентности, свести к минимуму его страхи и неуверенность, оказать эмоциональную поддержку малышу, если вы оставляете его одного дома.
Ребёнок может и должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки, соседей. Ему необходимы также и следующие сведения: пожарная охрана — 101, милиция, — 102, скорая помощь, — 103, служба, газа— 104. А еще лучше, если вы вместе с малышом сделаете перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с аппаратом. Изготовить его можно с помощью рисунков и аппликаций. Проявив творческую изобретательность, превратите обычный скучный список в настоящее произведение искусства.
Родителям, однако, очень важно помнить, что дошкольники не способны воспринимать сразу большой объем информации, так что разговоры, чтение сказки или какой-то истории должны быть либо с «продолжением», несколько страниц в день, либо с «повторением», то есть несколько раз подряд одно и то же. Но надо учесть, что это лишь основа для выработки полезных навыков. Как только ребенок усвоит правило, его надо обязательно закрепить на практике.
Внимательно посмотрите вокруг себя, вы увидите огромное количество книг, картинок, диафильмов, аудиокассет, которые могут вам пригодиться.
Правила на дороге
Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать правила должны и водители, и пешеходы. Обучение дошкольников правилам дорожного движения требует определённых знаний. В начале учебного года мы разрабатываем перспективный план работы по обучению дошкольников правилам дошкольного движения. Разработаны памятки, что должен усвоить ребенок в дошкольном возрасте.
Как правильно вести себя в лесу, на прогулке, на улице, дома, с животными и т. д. – эта наша с вами задача научить детей.
Помните, родители должны приучать детей принимать меры предосторожности, чтобы защитить себя от преступного мира. Главное, чтобы они верили, что способны контролировать ситуацию. В этом вам придется убеждать их словами, собственными поступками и, безусловно, личным примером. Наделите своих малышей чудесным даром — внутренним чувством безопасности и уверенности в том, что они способны справиться с подстерегающей их бедой. А себя — знанием того, что выполнили свой родительский долг.

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ.

01.11.2022

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно - сосудистой системы. Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

свернуть

Уважение к труду и природе

21.11.2022

 

Чувство любви к родной природе, родному краю – одно из слагаемых патриотизма. Дети непосредственны, открыты для общения с природой, они хотят и могут многое узнать. Важно помочь им в этом, научить их видеть, слышать, наблюдать и беречь природу.
Задача нас, педагогов, – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
При ознакомлении с родной природой дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе, общие географические сведения о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически понимать красоту окружающего мира, относится к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Так, например, наблюдая с детьми березу, мы рассказываем, что это любимое дерево русского народа. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в стихах. А сколько сел, деревень названо в честь нашей березки. Любит наш народ свою зеленую белоствольную красавицу за красоту и пользу, которую она приносит. Береза дает очень вкусный и полезный сок. Под березой растут грибы.
Очень интересны детям прогулки в парк, чтобы подышать свежим воздухом, чтобы проникнуться в тайны леса, жизнь его обитателей, полюбоваться красотой. Объясняем дошкольникам, что мы приходим туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения в лесу. В этом помогают предварительные беседы с рассматриванием картинок и рисунков на стенде «Правила поведения в природе».
Самое главное правило: «Лес любит тишину». Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, муравейники. Нельзя брать домой животных. Ломать деревья, уничтожать насекомых, сбивать ногами грибы, разводить костры и т.д.
В основе этих запретов, и мы стараемся объяснить это дошкольникам, лежит понимание того, что растения, животные, все обитатели леса так же, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться. Почему, например, нельзя подходить к птичьим гнездам, трогать яички? Да потому, что из-за этого могут не появиться птенцы: заметив чужого, почуяв посторонний запах, родители могут не вернуться к гнезду. Обнаружением гнезда можно привлечь к нему и врагов птиц.
Совершая прогулки, объясняем также детям, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом нужно помнить всегда и правильно относиться ко всем живым объектам. Дети знают, что нельзя бросать фантики из-под конфет, бумажки, пакеты от сока. Понимают опасность разведения костров, особенно в сухую и ветреную погоду. Осознают необходимость бережного отношения к общественному добру, к природе родного края.
Помогают нам в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность.
Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, родному краю, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.
Когда организовываются субботники, дети детей нужно привлекать к труду вместе с взрослыми (озеленение, уборка своих площадок). Эти мероприятия дают возможность уже в дошкольном возрасте почувствовать причастность к делам взрослых.
Ведь быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда выражается не только в словах, но и в желании трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам.
Труд дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для сада, для своего родного города. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Труд с общественной мотивацией стараемся организовывать в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 6 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причем очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Мы следим за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет все это к воспитанию патриотических чувств? Самое непосредственное. Человек действительно любит свою страну, если ему не безразлично то, что он делает, и насколько качественна его работа. Поэтому, воспитывая будущих граждан страны, учим их радоваться труду на общественное благо, прививаем им чувство ответственности, а потому требуем от них четкого выполнения порученного дела, приучаем самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, при этом и поможем, и тактично подскажем, что еще нужно сделать и как, но и следим, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей.
Периодически обсуждаем с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу. Привлекаем детей вместе подумать и помочь тому, кто пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.
Проводя наблюдения, целевые прогулки подводим к представлению о городе, в котором мы живем. Обращаем внимание на все положительное, что происходит вокруг – построили новый магазин, посадили цветы в клумбе и т.д., то есть на труд людей на благо жителей, на благо города. И постепенно дети начинают понимать, что они тоже могли бы сделать что-то, чтобы их родной город был красивым и чистым – не сорить, посадить цветы на участке детского сада, во дворе своего дома.
Любой уголок нашей страны неповторим. Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд животноводов, хлопкоробов, в другой – рыбаков, в третьей – машиностроителей.
Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему рассказываем и показываем, как, например, выращивают хлеб, направляя внимание на осознание сложности этого труда и необходимости бережного отношения к хлебу. Люди считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен подняв его, обязательно поцеловать. Хлеб всегда считался главным богатством.
Дети должны осознать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Работа по формированию патриотических чувств эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи объясняется возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Детский сад в своей работе опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, доброты, честности, трудолюбия будущего гражданина.
Выезд городского ребенка на природу – большой праздник, это выход в прекрасное неведомое. Их интересуют небо, тучи, солнце, луна и звезды; они смотрят вокруг себя: на травы, деревья, на всякую обитающую повсюду живность. Учитывая этот интерес, направляем внимание родителей на поддержание работы педагогов в воспитании у детей бережного отношения ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края, на понимание того, что красота и богатство родной природы зависят от бережного отношения к ней, от труда людей, вложенного в ее сохранность и совершенствование. Поэтому предметом особого разговора с родителями является обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи, гражданами своей Родины.

свернуть

Половая неприкосновенность

21.11.2022

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ; СТАТЬИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ГЛАВА 20

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

 

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

  1. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

  1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего  (несовершеннолетней), - наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией

  1. Организация и (или) использование занятия проституцией другим лицом либо предоставление с корыстной целью помещения (места) лицом, заведомо знавшим, что это помещение (место) будет использовано для занятия проституцией, или организация и (или) содержание притона для занятия проституцией при отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.
  2. Те же действия, сопряженные с вывозом за пределы государства лица для занятия проституцией, либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171-1, 181 или 181-1 настоящего Кодекса, либо с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего, либо совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

 

Статья 171-1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией

  1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией - наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 181 или 181-1 настоящего Кодекса, либо лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом.

ГЛАВА 30

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

 

Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

  1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.
  2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

 

Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

  1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего - наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

Советы для самых маленьких

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской

 

  Советы для детей младших классов

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
  • Всегда гуляй в компании друзей
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
  • Не принимай подарков от незнакомцев
  • Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у родителей
  • Если испугался – беги к людям
  • Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
  • Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда где много людей
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают

Советы для подростков

  • НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
  • Гуляй в группах или с другом
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это  есть причины

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА

ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ»любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, нотолько с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощьв случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения,пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефонсегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили,которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведенияи требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применитьне только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ,что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКОпреступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступленийчаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобыдети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

 

свернуть

Печур Евгения Григорьевна

  • Должность: Педагог - психолог
  • Образование: БрГУ им.Пушкина
  • Категория: Первая категория